Басты бет > Қоғам > ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

30
views

Открытый урок по русскому языку в 9 классе

Цель урока: дать понятие учащимся о деепричастии как особой форме глагола.

Задачи:

1.Ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастий,их синтаксической ролью.

  1. Показать связь деепричастий с глаголами и наречиями.
  2. Расширить речевую компетентность учащихся.
  3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Применяемые компетенции: информационно-коммуникативная,языковая.

Методы: поисковой,наглядно-иллюстративный,беседа.

Оборудование: мультимедийная доска,таблица,индивидуальные карточки.

 

 

Ход урока:

1.Организационный момент

1.Приветствие

2.Готовность класса к уроку

  1. Целевая установка

II.Психологический настрой. «Круг радости»

Цель: создание атмосферы сотрудничества .Стоя в кругу,учащиеся берутся за руки  желают друг удачи.

Учитель:Посмотрите на ваши руки они держатся очень крепко.Я желаю

вам , чтобы у вас были такие тесные,дружеские отношения,чтобы вы всегда помогали друг другу.

Ш.Мотивация учебной деятельности.

  1. IY. Объявление темы и цели урока.
  2. Y. Изучение нового материала.

Деепричастием называется особая форма глагола,которая обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола,но и наречия.

Общее грамматическое значение деепричастие-обозначение добавочного действия,которое показывает,как совершается главное действие,выраженное глаголом-сказуемым.

Морфологические признаки деепричастие –сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.

Синтакические признаки деепричастие: в предложении является преимущественно обстоятельством.

Анализ предложений.Поисковой метод.

Задание.Определить грамматическую основу предложений,проанализировать слова,обозначающее действие

Где-то близко ударил гром  и напугал всех.

Где-то близко ударил гром, напугав всех.

Вывод:

В первом предложении выделенные слова выражают однородные действия и являются сказуемыми,во втором предложении они обозначают неоднородное действия ;одно действие –главное, основное /ударил/,второе –добавочное /напугав/.Добавочное действие выражено деепричастием напугав ,которое является обстоятельством.

Учитель: Слова,обозначающее добавочное действие при основном,называется деепричастием.

2.Ознакомление с лексическим и грамматическим значением.

Деепричастие соединяет в себе некоторые признаки глагола и наречия

1.Вид –совершенный и несовершенный

Что делая ? –читая (несов. вид)

Что сделав ? –прочитав (сов. вид)

  1. Возвратность-невозвратность.

Возвращаясь домой (возвратное: имеет суффикс –сь)

Возвращая долг (невозвратное: не имеет суффикса –сь)

3.Переходность –непереходность

Ожидая подругу (переходное деепричастие,требует винительного падежа без предлога)

Гуляя по парку (непереходное деепричастие)

Признаки наречия:

1.Не изменяется ни по родам,ни по числам,ни по лицам.

2.В предложении в основном  является обстоятельством.

YI.Закрепление материала.

Сказка о Деепричастии

Деепричастие было сыном Наречия и генерала Глагола.Когда ребенок вырос,он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем,а добавочным действием при глаголе.Деепричастие умело воодушевлять войска своим появлением на поле боя,а если и это не помогало,то,по поручения отца,приводило резерв –Деепричастный оборот.Таким образом ,Деепричастие  и Деепричастный оборот – это обстоятельства,которые решают исход сражения.

Задание:

— найдите грамматическую основу

— «переведите» на язык науки.

  1. 2. Работа по карточкам ( работают 3 учащихся)

 

1 уровень 2 уровень 3 уровень
Раскройте скобки и объясните правописание слов От глаголов образуйте деепричастия несов.вида,возвратные  в один столбик,а невозвратные в другой столбик Образуйте деепричастия несовершенного вида.Укажите глаголы, от которых деепричастия образовать нельзя.
(Не)  ответив,мать смотрела мне в лицо.

Дед и бабушка слушали мать молча, ( не) перебивая.

Бросаться,меняться,шуметь,

пениться,ликовать,взметаться,

ворковать,греметь,дрожать,

разливаться,смеяться,болтать,кататься,извиваться,стремиться,вырастать,убегать,падать,

ласкаться

 

Кричать,бежать,признавать,

проповедовать,

заглядывать,беречь,

стрекотать,визжать,

бить,отвечать,

любить,шептать,

встречаться,идти,

ненавидеть,мерзнуть,

сообщить,закомиться,прощаться

 

  1. YI. Обобщение.

Составление кластера о деепричастии

 

 

 

 

 

 

YII. Рефлексия

Продолжи  предложения

— Я узнал……

— Я приобрел……

— Я понял что деепричастие делают нашу речь…….

Заключение.

Учитель: Урок наш подошел к концу.Вы сегодня хорошо поработали,узнали много нового,интересного.Вы думали,рассуждали,делали выводы .Скажите свое мнение об уроке.

Сегодня я узнал……..

Было интересно…………

Я выполнил задания……

Теперь я могу.

Меня удивили ………

Урок дал мне…..

Комментирование оценок.

Домашнее задание

Напишите мини-сочинение «Настоящий друг», используя деепричастия.

Ш.Б.БАСЫНОВА,

учитель русского языка и литературы

ОСШ № 81 им.Т.Тажибаева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *